Готовясь к круглому столу Краснодар-Тамбов-Москва по подростковой литературе, я прошерстила всевозможные топы подростковой литературы. Основные направления:
➡про самоубийства, а значит, про неприятие себя, жизни, ощущение себя изгоем
➡фэнтази
➡реализм (меньше всего)
Для подростковой книги характерна буря эмоций. Ведь каждый ищет в книге отражение своего внутреннего мира. Их эмоциональный интеллект еще не сформировался, и они едва понимают, что такого в них внутри происходит, почему они вдруг чувствуют боль, ненависть, несправедливость или обиду. И как перейти от этого к положительным моментам. Поэтому для тех произведений, что популярны у подростков очень характерны утрированное проявление эмоций у героев, эдакое ребячество, порывы. Что к взрослой прозе уже снижается, наполняется большим количеством оттенков и переходов.
Тогда как в детской прозе, в которой эмоции описаны еще более просто: страшно - испугался; весело- смеются; обида, вполне объяснимая и поясняется вполне. В детской прозе нет акцента на эмоции. Скорее больше на события и поступки. Если обратить внимание, некоторые произведения можно даже отнести к переходным. Это связано с тем, что в них уже больше эмоций. Но и они не такие острые.
С началом подросткового возраста появляется желание выделяться.
️ Каждый подросток хочет быть замеченным. Он остро чувствует свою особенность. И хорошо, если эту особенность он воспринимает как уникальность. А если он сам, да еще к тому же и общество, не принимает его уникальность?! Более того, его пытаются подавить, унизить, подравнять под себя, вот тут-то и возникает основной конфликт в подростковой жизни. Неприятие, буллинг, травля, изгои становятся в книгах и в жизни самоубийцами, отверженными.????♀
️ Либо полностью теряют себя, либо находят группу единомышленников. Часто основное стремление такого подростка или главного героя - искать друзей, искать пару, искать группировку. Это есть и в фэнтази, и в реалистических сюжетах.